Главная Книги е-Книги Журналы Справочники & Сборники Авторы, Редакторы, Рецензенты А - Я индекс Награды

Премия имени Широ Нукияма

Премия им. Широ Нукияма

Премия имени Нукияма учреждена и спонсируется Японским Обществом по теплообмену, чтобы почтить выдающиеся достижения Широ Нукияма, замечательного ученого, известного своими исследованиями в области теплообмена. Нукияма исследовал явление кипения и опубликовал первую в данной области работу, в которой объяснял данные явления в виде кривой Нукияма (кривая кипения). Эта выдающаяся работа была опубликована в 1930-е гг., когда исследования в области теплобмена только начинались, да и сам ученый Нукияма был молод, ведь ему тогда не было и сорока лет. Премия имени Нукияма присуждается один раз в два года ученым, не достигшим 50-летнего возраста, за достижения в области теплоэнергетики.

Биография: Широ Нукияма

Широ Нукияма родился в городе Токио в 1896 году. Он закончил Токийский императорский университет и стал лектором университета Тохоку. В 1921 году он получил должность младшего профессора. В 1922-24 гг. посетил Англию, Германию, Швейцарию и США. В 1926 году Нукияма стал профессором. В последующие годы он занимался исследованиями теплообмена при кипении.


В 1934 году Нукияма опубликовал выдающуюся работу под названием "Максимальное и минимальное количество тепла Q, переданного металлом кипящей воде при атмосферном давления" ("The Maximum and Minimum Values of the Heat Q Transmitted from Metal to Boiling Water under Atmospheric Pressure"). Эта работа объясняла явление кипения с помощью кривой Нукиямы (кривой кипения).


В ходе своей работы Нукияма проводил эксперимент с использованием металлической проволоки или провода, точно измеряя температуру и тепловой поток. Ученый обнаружил, что взаимосвязь между уровнем перегрева и теплового потока не однородна, и что максимальные точки теплового потока появляются в области пузырькового кипения, а минимальные точки теплового потока появляются в области пленочного кипения. Кроме того, Нукияма обнаружил характеристику гистерезиса, происходящую в области перехода между пузырьковым и пленочным кипением. Более того, ученый предположил, что кривую кипения можно провести даже в точке перехода, если состояние кипящей воды изменять статически.


Это была на самом деле выдающаяся работа, которая объясняла физический смысл кипения. Труд был высоко оценен учеными во всем мире и стал руководством по теплобмену в построении и контролировании паровых котлов и/или паровых генераторов, и таким образом заложил основы современных энерготехнологий. Кривая Нукиямы сегодня упоминается в каждом учебнике по теплообмену. Нукияма является великим ученым в области исследований теплообмена.


В 1956 году Нукияма оставил Токийский университет и получил звание почетного профессора. В 1963-64 гг. он был главой Японского Общества по теплообмену. В 1968 году ученый получил премию имени Макса Джейкоба. В 1983 году Нукияма умер в г. Сендай (Япония).


Журнал Японского Общества инженеров-механиков (Journal of the Japan Society of Mechanical Engineers), вып. 37, ном. 206, стр. 367-374, июнь 1934. Перевод на англ. языке дважды опубликован в Международном журнале тепло- и массобмена (International Journal of Heat and Mass Transfer), вып. 9, стр. 1419-1433, 1966 и в вып. 27, стр. 959-970, 1984.

Home Books eBooks Journals References & Proceedings Authors, Editors, Reviewers A-Z Product Index Awards

The Nukiyama Memorial Award

Nukiyama Memorial Award

The Nukiyama Memorial Award has been established and sponsored by the Heat Transfer Society of Japan to commemorate outstanding contributions by Shiro Nukiyama as an excellent heat transfer scientist. Nukiyama addressed the challenges of the boiling phenomena and published a pioneering paper which clarified these phenomena in the form of the Nukiyama curve (boiling curve). This epoch-making work was done in 1930s, when heat transfer research was in an early stage and Nukiyama himself was young, under forty years old. The Nukiyama Memorial Award shall be bestowed to a scientist under/ about fifty years of age, once every two years in the field of Thermal Science and Engineering.

Biography: Shiro Nukiyama

Shiro Nukiyama was born in 1896 in Tokyo, Japan. He graduated from Tokyo Imperial University, and immediately started his professional career as a Lecturer of Tohoku Imperial University (currently Tohoku University). He was appointed Associate Professor in 1921. He visited England, Germany, Switzerland and the United States in 1922~24. He was appointed Professor in 1926. In subsequent years he actively conducted boiling heat transfer research.


In 1934, Nukiyama published a pioneering paper which was entitled "The Maximum and Minimum Values of the Heat Q Transmitted from Metal to Boiling Water under Atmospheric Pressure". This paper clarified and provided an overview of the boiling phenomena in the form of the Nukiyama Curve (boiling curve).


In this work, Nukiyama made an excellent experiment using a metallic wire or a metal wire+), in which temperature and heat flux are evaluated accurately, and found that the relation between degree of superheating and heat flux is not monotonous, and that a maximum heat flux points appears in the nucleate boiling region and a minimum heat flux point appears in the film boiling region. He also found the hysteresis behavior that occurs in the transition region between the nucleate boiling and film boiling. Furthermore, he suggested that the boiling curve can be drawn even in the transition region if the state of the boiling water can be changed quasi-statically.


This was an epoch-making work which clarified the physics of boiling phenomena first. It has been highly appreciated in the international academic world of heat transfer. Also, it has become a guideline to heat transfer engineering for the design and control of combustion boilers and/or steam generators, and as such it has laid the foundation of modern energy technology. The Nukiyama Curve appears in every textbook of heat transfer today. Nukiyama is a great person in the international academic world of heat transfer.


In 1956 Nukiyama retired from Tohoku University, and was granted the title of Professor Emeritus. He served as the President of Heat Transfer Society of Japan in 1963~64. He received the Max Jacob Memorial Award in 1968. In 1983, he passed away in Sendai, Japan.


Journal of the Japan Society of Mechanical Engineers, vol. 37, no. 206, pp. 367-374, June 1934. The English translation was published twice in International Journal of Heat and Mass Transfer, in vol. 9, pp. 1419-1433, 1966 and in vol. 27, pp. 959-970, 1984.